В финальном варианте "Вы" и производные от него в основном будут заменены на обычные "вы".
1. В один прекрасный день Вы натыкаетесь на странного зверя,
который угодил лапой в капкан. Судя по тому, сколько крови
он потерял, долго ему не протянуть. Что Вы сделаете?
a) Возьмете кинжал, чтобы милосердно прервать
его мучения одним ударом. (5v)
Не станете вмешиваться в естественный ход событий, однако
используете эту ситуацию, чтобы изучить странное
животное, которое видите первый раз в жизни. (5l)
c) Используете растения из Вашей сумки, чтобы усыпить
его и отнести в безопасное место, понимая, что тем
самым можете оставить охотника и его семью без
пищи. (5c)
2. Прекрасный летний день. Ваш отец, Талин, предлагает Вам
решить, какой работой по дому заняться. Что Вы выберете?
a) Работать с ним в кузнице, отливая железо для нового плуга. (5v)
Собирать растения для матери, которая готовит обед. (5l)
c) Пойти ловить рыбу в реке с помощью сети и удочки. (5c)
3. Вы с отцом возвращаетесь с городского рынка. Вдруг Вы
замечаете мальчишку, убегающего из лавки с куском хлеба в
руках. Следом за ним бежит пекарь с огромным тесаком.
Вы понимаете, что ребенок, скорее всего, голоден. Но из-за
засухи продуктов не хватает всем. Что Вы сделаете?
a) Выберете сторону закона и убедите отца остановить мальчика. (5v)
Преградите дорогу пекарю, чтобы помочь беспризорнику сбежать. (5c)
c) Отойдете в сторону, и подождете решения Вашего отца, положившись
на его опыт. (5l)
4. Однажды вечером отец рассказал Вам о битве в долине
Борима, где он со своими людьми разгромил противника. Они
взяли бы всех выживших врагов в плен, если бы не самопожертвование
юного сержанта, который удерживал проход до тех пор, пока его
люди не отступили в безопасное место. Он пошел на это, зная, что
их спасение будет стоить ему жизни. Если бы Вы были тем молодым
сержантом, как бы Вы поступили?
a) Сбежали бы, рассудив, что Ваш боевой опыт слишком ценен,
чтобы растрачивать его впустую, и Вы могли бы пригодиться
в другой раз. (5l)
Так же ценой своей жизни удерживали бы проход до тех пор,
пока Ваши люди не отступят. (5v)
c) Придумали бы что-нибудь, чтобы отвлечь противника, тем самым
дав Вашим людям шанс спастись, не погибнув при этом самому. (5c)
5. Мать посылает Вас на рынок со списком покупок. Купив все,
Вы обнаруживаете, что торговец случайно ошибся в Вашу пользу,
давая сдачу. Что Вы сделаете?
a) Вернетесь в магазин и отдадите ему лишние деньги, объяснив, в чем дело. (5v)
Прикарманите деньги, зная, что торговцы очень часто
обсчитывают покупателей. (5c)
c) Решите потратить эти деньги во благо и купите что-то, что
нужно Вашей семье. (5l)
6. На рынке Вы увидели, как вор срезал кошелек у дворянина.
Дворянин заметил это и позвал стражу. Пытаясь сбежать, вор роняет
кошелек рядом с Вами. Как ни странно, кажется, никто не замечает
мешочка с деньгами у Ваших ног. Что Вы сделаете?
a) Поднимете кошелек и заберете его себе, зная, что эти деньги
могут помочь Вашей семье в трудные времена. (5c)
Поднимете кошелек и позовете стражу, зная, что благородному
человеку полагается вернуть деньги их законному владельцу. (5v)
c) Оставите кошелек на месте, решив, что лучше не вмешиваться. (5l)
7. Отец дает Вам задание, которое Вы ненавидите всей душой:
почистить конюшни. Вооружившись вилами, Вы отправляетесь туда
и по дороге встречаете своего друга, живущего по соседству. Он
предлагает сделать за Вас эту работу в обмен на услугу в
будущем на его усмотрение. Что Вы ответите?
a) Откажетесь, зная, что Ваш отец хочет, чтобы именно
Вы выполнили эту работу, да и лучше не быть в долгу. (5v)
Примете его предложение, решив, что если конюшня будет
вычищена, какая разница, кто это сделал. (5c)
c) Попросите его помочь Вам, зная, что вдвоем можно
сделать все гораздо быстрее, и согласитесь помочь ему с
одним заданием на его усмотрение. (5l)
8. Мать просит Вас починить печь. Пока Вы работаете, горячая
труба соскальзывает со своего места и падает на мать. Что будете делать?
a) Оттолкнете мать. (5l)
Схватите горячую трубу и попытаетесь отбросить ее в сторону. (5v)
c) Встанете между трубой и матерью. (5c)
9. В городе пекарь дает Вам сладкий рулет. В предвкушении Вы несете
его в укромное место, чтобы съесть, но на Вас налетает шайка из трех
парней Вашего возраста. Главарь шайки требует отдать ему
рулет, иначе они побьют Вас и заберут лакомство сами. Что Вы
предпримете?
a) Кинете рулет на землю, наступите на него и приготовитесь к драке. (5v)
Без вопросов отдадите ему рулет, зная, что позже Вы сможете привести
своих друзей, и тогда он получит по заслугам. (5l)
c) Сделаете вид, что собираетесь отдать рулет, но в последний момент
подкинете его в воздух, надеясь, что это всех отвлечет
и Вы успеете ударить главаря. (5c)
10. Входя в город, Вы видите хорошо одетого человека, который
убегает от толпы. Он просит Вас о помощи. Толпа за его спиной,
кажется, в ярости. Что будете делать?
a) Немедленно поспешите на помощь человеку, не вникая в
подробности происходящего. (5v)
Присоединитесь к толпе, не вникая в подробности
происходящего. (5c)
c) Отойдете в сторону, и, рассудив, что лучше не вмешиваться,
пропустите и человека, и толпу. (5l)
11. Вы вместе со своим лучшим другом купили пару одинаковых
кинжалов. Поскольку другу не хватило денег, Вы одолжили
ему несколько монет с условием, что он вернет их позже. Выйдя из
магазина, Вы с другом присаживаетесь, чтобы получше рассмотреть
новое оружие. С ужасом Вы замечаете небольшую зазубрину на лезвии
своего ножа. В это время друг просит Вас присмотреть за его
кинжалом, пока он сбегает по поручению. Что будете делать?
a) Подождете, пока вернется Ваш друг, покажете ему брак и вместе
отправитесь в магазин, чтобы получить компенсацию. (5v)
Поменяете кинжалы, рассудив, что поскольку Вы за них заплатили, то и
право выбора остается за Вами. И даже если друг заметит зазубрину, то Вы
всегда сможете сходить в магазин вместе с ним и потребовать
компенсацию. (5c)
c) Не будете трогать кинжалы, пока друг не вернется, и поменяете их уже при
нем, основываясь на том, что платили за кинжалы Вы, а потом предложите
вместе вернуться в магазин. (5l)
12. Вы обучаетесь владению оружием у Мастера Фестила. Он стар,
но подходит к обучению очень серьезно. Однажды Вы услышали, как он
говорил, что это все, что осталось у него в жизни. Сегодня он
постоянно насмехается над каждой Вашей ошибкой. В конце концов
он просит напасть на него тем же приемом, что Вы
применяли только что, чтобы показать, в чем ошибка.
Что будете делать?
a) Используете тот же прием, но настолько медленно, чтобы Мастер смог
его блокировать, зная, как важно позволить Мастеру сохранить чувство
собственного достоинства, не обращая внимания на Ваши личные чувства. (5v)
Атакуете на полной скорости, понимая, что, скорее всего, сможете
победить Мастера и наказать его за несправедливое обращение,
показав всему классу, что Вы правильно выполняете прием. (5c)
c) Откажетесь и покинете занятие, не в состоянии найти компромисс
между своим гневом и честью Мастера и понимая, что вне зависимости от выбора,
Вы все равно бы упали, если не в его глазах, то в своих собственных. (5l)
13. Бросая Вам мяч, друг разбивает окно своего дома. Его
отец выбегает на улицу и требует сказать, кто разбил окно. Вы
знаете, что отец друга очень строг и сурово накажет его,
если тот признается. С другой стороны, взяв вину на себя,
Вы, скорее всего, останетесь безнаказанным. Что будете
делать?
a) Поднимете руку и возьмете вину на себя, прежде чем друг
успеет сказать хоть слово. (5v)
Промолчите и не станете вмешиваться. (5l)
c) Укажете на своего друга, понимая, что попытка отсрочить
неизбежное только усугубит ситуацию. (5c)
14. Во время урока по стратегии Мастер Фестил заметил: "Лучший
способ победить противника - целиком и полностью его уничтожить".
Вдруг он повернулся и спросил, согласны ли Вы с его
высказыванием. Вы знаете, что Мастер опытный воин, закаленный во
множестве битв. Что будете делать?
a) Согласитесь с его высказыванием, рассудив, что на данный момент
Вашего опыта недостаточно, чтобы возразить, поэтому Вы полностью
доверяете словам человека, посвятившего всю свою жизнь стратегии. (5v)
Не согласитесь с его высказыванием, рассудив, что это, наверное,
какой-нибудь тест, и правду Вы узнаете, только лишь возразив ему,
а не идя у него на поводу. (5c)
c) Уйдете от ответа, решив, что нужно поднабраться опыта в этом
предмете, прежде чем Вы сможете вести интеллектуальную беседу и
составите свое мнение. (5l)
15. Один из старших учеников Вашего класса постоянно издевался
над Вами в течение последних нескольких лет. Сегодня турнир
учеников, и Вы с ужасом узнаете, что Вашим противником на первый
бой будет именно он. Пока Вы готовитесь, подходит Ваш друг.
Он предлагает рассказать о травме, полученной старшим учеником
на вчерашнем спарринге, который Вы пропустили. Что будете делать?
a) Примете предложение, зная, что это позволит Вам сосредоточиться
на поврежденной части тела и сильно увеличит шансы на победу. (5c)
Отклоните предложение, зная, что выиграете Вы или проиграете, но
Вы добьетесь этого своими собственными силами, а не какой-нибудь
особой хитростью. (5v)
c) Примете предложение, рассудив, что лучше иметь свой козырь, и
понимая, что даже зная хитрость, Вы не обязаны ее использовать. (5l)
16. По дороге на рынок Вы натыкаетесь на старика, который утверждает,
что его ограбили. Он лежит на тропинке и выглядит серьезно раненным.
Старик просит Вас сходить в город и привести стражника. Вы даете
ему слово, что немедленно отправитесь прямиком в город и исполните его просьбу.
По пути Вы замечаете подозрительного человека,
крадущегося по другой тропинке. Похоже, он пока не заметил
Вас. Что будете делать?
a) Последуете за этим человеком, рассудив, что если он и есть грабитель, то
Вы сможете привести стражу прямо к нему и обезопасите других
путешественников, даже несмотря на то, что этим нарушите свое слово. (5c)
Запомните его, но продолжите идти в город, рассудив, что раненому
старику очень плохо и что никакие другие обстоятельства не должны
задерживать Вас в пути. (5l)
c) Запомните его, но продолжите идти в город, рассудив, что Вы
связаны своим словом и не может быть ничего важнее этого. (5v)
17. Однажды, ловя рыбу, Вы замечаете, что ботинки, которые Вы
положили рядом, полны муравьев, деловито перетаскивающих крошки
хлеба в свой муравейник. Что будете делать?
a) Возьмете ботинки и смоете всех муравьев прямо сейчас, даже
учитывая, что Вы планируете уходить, только когда стемнеет. (5l)
Понаблюдаете за муравьями и за тем, как они эффективно работают,
не мешая им жить, раз они не мешают Вам. (5v)
c) Сделаете кораблики из листьев и станете пускать по одному муравью вниз
по течению, чтобы скоротать время, пока не клюет. (5c)
18. На одном из уроков Мастер Фестил сказал: "Намерения Вашего
противника видны по его клинку". Многие ученики посмеялись над
этой фразой, хотя и не открыто. Как Вы отреагируете?
a) Решите, что неуважение учеников показывает лишь их
непонятливость, и постараетесь сосредоточиться, чтобы понять
высказывание. (5c)
Поймете, что Мастер говорит о том, как атаки и движения
противника показывают, что он чувствует. (5v)
c) Поймете, что Мастер Фестил не должен быть объектом насмешек и
что ученики, которые не могут даже представить, что пришлось
пережить Мастеру за всю его насыщенную жизнь, должны относиться
к нему с уважением. (5l)
19. Город проводит лотерею, в которой победителя определяют по номеру
корешка билета. В шоке Вы понимаете, что выигрышный номер
совпадает с Вашим! Но, прежде чем Вы успеваете сказать хоть слово,
вперед выходит какая-то семья. Вы уже видели их
раньше и знаете, что они очень бедны. С другой стороны, Ваша
семья хорошо обеспечена и сможет обойтись без приза в 100 золотых.
Что Вы будете делать?
a) Промолчите и позволите этой семье заявить права на приз. (5v)
Встанете и покажете свой корешок, рассудив, что приз принадлежит
Вам по праву. (5c)
c) Встанете и покажете свой корешок, предложив поделить приз с
этой семьей поровну. (5l)
20. Однажды Мастер Фестил задал вопрос классу. Группа из 100 человек
пытается сбежать от врага. Из разрушенной цитадели есть два пути.
Первый гарантирует, что половина людей под командованием офицера
погибнет, но вторая половина точно спасется. Второй путь дает
50% шанс, что спасутся все, и, соответственно, такой
же шанс, что все погибнут. Как командующий офицер, что Вы выберете?
a) Выберете путь, который гарантирует жизнь половине Ваших людей. (5l)
Выберете путь, который дает 50% шанс, что все
выживут, и такой же шанс, что все погибнут. (5v)
c) Предоставите выбор своим людям и позволите им решить с помощью
голосования, какой из путей выбрать. (5c)
21. У Вас есть двоюродная бабушка и двоюродный дедушка, живущие в
двух соседних деревнях, и они одновременно попросили Вашего отца
разрешить Вам пожить с ними несколько недель. Отец знает, куда он
планирует Вас отправить, но ему важно знать Ваше мнение. Что Вы
выберете?
a) Пожить с двоюродной бабушкой - мудрой немолодой женщиной со
значительным состоянием. Несколько недель, прожитых в роскоши,
могут оказаться не только поучительными, но и очень интересными. (5c)
Пожить с двоюродным дедушкой - болезненным стариком, с которым Вы
никогда не были особо близки. Несколько недель с ним будут тяжелыми,
но он больше нуждается в Вашей помощи, чем двоюродная бабушка. (5v)
c) Подумаете над тем, как поделить свое время между бабушкой
и дедушкой. Скорее всего, Вы не сможете провести с каждым из них
столько времени, сколько хотелось бы, но зато никого не оставите
без внимания. (5l)
22. Друг несколько раз говорил Вам о том, как ему нравится Ваше
необычное золотое кольцо. Однажды кольцо пропало,
и, после того как Вы основательно обыскали дом, оно обнаружилось в
пальто друга, которое он оставил в Вашем шкафу.
Что будете делать?
a) Спросите друга о том, откуда у него кольцо, рассудив, что он, скорее
всего, просто нашел его и хотел Вам вернуть. (5v)
Обвините его в воровстве. Вы прекрасно понимаете, что кольцо
никак не могло упасть в карман пальто случайно и что Ваш друг просто вор,
который легко предаст Вас ради материальной выгоды. (5c)
c) Ничего не скажете, решив понаблюдать за действиями своего друга.
Виновен он или невиновен - будет видно по его дальнейшим действиям. И
тогда Вы сможете сказать ему правду в лицо. (5l)
23. Ваш хороший друг влюбился в девушку из соседней деревни. Девушку,
которая его едва знает. Он очень застенчив и неопытен, поэтому
обратился к Вам за помощью. Что Вы ему посоветуете?
a) Немедленно отправиться к ней и признаться в любви. Если отношения
возможны, то он должен быть честен с ней с самого начала. А Вы составите
ему компанию по дороге в деревню. (5v)
Узнать побольше об этой девушке, используя любые контакты, которые
он сможет найти в ее деревне. Он перестанет быть таким застенчивым, если
будет знать что-нибудь о ней. А возможно, даже поймет, что эта
девушка - неподходящая пара для него. (5l)
c) Позволить Вам помочь ему написать анонимные любовные письма и поэмы
для нее, чтобы узнать, как она отреагирует, не стоя прямо перед ней.
Если реакция будет положительной, он сможет поговорить с ее
друзьями в деревне и организовать "случайную" встречу. (5c)
24. Мастер Фестил рассказал историю о великом короле далеких земель,
чьи изобретатели построили поразительный воздушный шар, способный
перевезти дюжину людей в любое место. Будь Вы этим королем,
спросил Вас Мастер, как бы Вы использовали этот замечательный
воздушный шар?
a) Исследовали бы области, к которым невозможно или чрезвычайно
опасно добираться по земле. (5l)
Держали бы воздушный шар в секрете, приберегая его для неожиданного
использования в атаке или обороне во время войны. (5c)
c) Поручили бы изобретателю построить больше таких шаров, в надежде
на создание целой системы транспортного сообщения, объединяющей все
Ваше королевство, что позволило бы увеличить скорость
перевозки товаров и обмена идеями. (5v)
25. В местной таверне активно обсуждают группу людей,
называемых телепатами. Их наняли короли города-государства. Ходят
слухи, что эти телепаты могут читать чужие мысли и нужны для
того, чтобы правители знали, говорят ли им правду. Как Вы к этому
отнесетесь?
a) Это ужасно. Мысли каждого - его личное дело, и даже у короля
нет права вторгаться в чье-либо сознание. (5c)
Верным подданным короля нечего бояться телепатов. Государству важна
возможность находить наемных убийц и шпионов, пока еще не поздно. (5v)
c) В наши времена это необходимое зло. Вы не обязаны быть в
восторге от данной идеи, но у телепатов есть явные преимущества во
время войны или при поиске преступников. (5l)
26. Вам рассказали о молодом человеке, которого поймали
деревенские стражники. Его брат был убит в местной
таверне четырьмя хулиганами. Жаждая мести, молодой человек
выследил и расправился с каждым из них. Как Вы к этому отнесетесь?
a) Молодой человек отомстил за смерть и честь своего брата.
Деревенский староста должен его отпустить. (5v)
Хоть Вы и сочувствуете молодому человеку, но для
сохранения спокойствия нельзя допускать такой самосуд. (5c)
c) Единственная ошибка молодого человека в том, что он попался,
когда вершил месть. Именно за это он должен принять все тяготы,
уготованные ему судьбой. (5l)
27. Однажды ночью по пути домой на Вас напал парень, которого Вы
видели на уроках Мастера Фестила. Вы умело защищались и удачным
ударом отправили его в нокаут. Пока он в бессознательном состоянии,
что Вы предпримете?
a) Свяжете его, чтобы допросить, когда он очнется. Вам
интересно узнать причину нападения. Потом Вы сможете вернуть
его Мастеру, если захотите. (5l)
Перережете ему горло. Вы знаете его по классу и думаете, что он
поступил бы так же, поменяйся вы местами. (5c)
c) Оставите ему шрам, зная, что поражение от Вашей руки
и заметное напоминание об этом будут достаточным наказанием для
того, кто прибег к столь бесчестной тактике. (5v)
28. Ваш отец с удовольствием рассказывает Вам истории путешествий
своей молодости. В одном особо запоминающемся рассказе речь идет
о первобытном острове, где каждый год жители приносили жертву Арию,
богу огня. И жертвой этой был младенец. В случае если жители
этого не делали, просыпался вулкан и погибали сотни людей.
Что Вы об этом думаете?
a) Вы не верите в такого бога вулкана. Цивилизованный человек должен
вмешаться, найти природные причины извержений и остановить
жертвоприношения. (5l)
Бог Арий является воплощением зла, если он требует приносить в
жертву младенцев. Жителям деревни нужно найти способ бороться с этим
богом, а не идти на поводу у его желаний. (5v)
c) Это, конечно, трагично, но смерть одного младенца лучше, чем смерть
сотен жителей. Если это работает, то стоит поддерживать традицию.
С богами лучше не шутить. (5c)
29. Мастер Фестил представляет классу нового ученика - маленького
неуклюжего мальчика по имени Тис, у которого, похоже, вообще нет
никаких талантов. Класс делится на две части для проведения
тренировочного боя, и как один из "генералов" Вы выстраиваете своих
людей на позиции. Тис также Ваш солдат. Что Вы предпримете?
a) Поставите Тиса на передовую к другим бойцам, рассудив, что в
реальной битве он все равно бы был обузой, так что придется
чем-то жертвовать. (5l)
Используете Тиса как разведчика, рассудив, что из-за небольшого
роста он сможет незаметно подкрадываться и собирать информацию о
противнике. (5c)
c) Будете назначать его на разные должности по ходу битвы, всегда
оставаясь рядом и помогая, чтобы он мог набираться опыта и
самосовершенствоваться. (5v)
30. Ваша мать серьезно заболела, и Вас послали за редкими
медицинскими травами, дав немного денег. Дойдя до дверей
аптеки, Вы вдруг обнаруживаете дырку в кошельке и понимаете, что
все монеты выпали. Что будете делать?
a) Войдете в аптеку, объясните аптекарю всю ситуацию и поклянетесь
своей честью, что вернете ему деньги за травы, так необходимые
Вашей матери. (5l)
Попытаетесь украсть травы. Вы знаете, что в аптеке
работает старик, который не сможет Вас догнать, а Вашей матери
очень нужны эти травы. (5c)
c) Вернетесь домой и расскажете о произошедшем в надежде,
что у отца есть еще деньги. Вы понимаете, что Вас накажут, но зато Вы
не будете в долгу перед аптекарем, и тем более, не будете вором. (5v)
31. Лодка, в которой Вы находитесь, неожиданно попала в ужасный
водоворот. Скорость все увеличивается, маленькая лодка начинает
зачерпывать воду и постепенно тонуть. Шансов спастись не осталось.
Как Вы поступите?
a) Возьмете ведро и станете неистово вычерпывать воду, надеясь
продержать лодку на плаву хотя бы еще несколько секунд. (5l)
Сядете и приготовитесь к своей участи, решив принять смерть с
честью и достоинством, а не трястись в страхе, как простолюдин. (5v)
c) Нырнете в бурлящий поток. Этим Вы только приблизите смерть,
но хотя бы не будете сидеть без дела. (5c)
32. Вы участвуете в королевской охоте, по результатам которой
будет выбран лучший охотник. Он получит такое богатство, что
сможет прожить безбедно до конца своих дней. Вы натыкаетесь на
белого оленя, убитого другим охотником. Пока вокруг никого
нет, Вы обследуете оленя и узнаете стрелу, которая принадлежит
Вашему другу. Вынув стрелу, чтобы получше осмотреть ее, Вы
вдруг слышите, что приближаются друзья. Что будете делать?
a) Станете утверждать, что именно Ваша стрела поразила оленя, а значит
именно Вам должна достаться награда. (5c)
Покажете всем стрелу и провозгласите своего друга лучшим
стрелком дня. (5v)
c) Предложите поделить приз, рассудив, что хотя именно стрела
друга убила оленя, в выслеживании и охоте помогали вы все. (5l)
33. Через месяц после празднования Дня сказок и сала Вы смотрите на
кучу угощений, которую насобирали, и замечаете множество слив,
маринованных в бренди - лакомство, которое Вы совсем не любите. Но
зато Ваша младшая сестра их просто обожает. Что Вы сделаете?
a) Отдадите ей все сливы. (5v)
Поменяете все сливы на что-то, что не нравится ей, но нравится
Вам. (5l)
c) Сделаете вид, что это просто замечательные сливы, и подождете, не
предложит ли она Вам взамен что-то действительно стоящее. (5c)
34. Двоюродный брат придумал Вам очень обидное прозвище, и,
что еще хуже, он называет Вас так перед Вашими друзьями. Вы
попросили его прекратить, но ему очень нравится видеть, как Вы
краснеете. Что Вы сделаете?
a) Придумаете для брата еще более обидное прозвище и будете
называть его так, пока он не поймет, что был не прав. (5l)
Придумаете историю, которая сделает Ваше прозвище достойным,
а не унизительным. (5c)
c) Побьете брата и скажете ему, что если он еще раз
назовет Вас так, ему будет еще хуже. (5v)
35. Вашу подругу Озису избил парень, который старше Вас
и нее на несколько лет. Она просит Вас о помощи. Что будете делать?
a) Соберете нескольких друзей, подкараулите этого парня и
преподадите ему урок. (5c)
Скажете Озисе, чтобы впредь избегала забияк - не стоит
усугублять ситуацию. (5l)
c) Вызовете парня на поединок, заведомо зная, что он
побьет Вас, но рассудив, что вызывая его на поединок
достаточно часто, Вы заставите его поискать себе жертву
полегче. (5v)
36. У Ваших родителей есть несколько дальних родственников.
Однажды, занимаясь работой по дому, Вы замечаете, как кузен
прокрадывается в неосвещенную комнату. Проследив за ним, Вы
видите, что он прячет в пальто серебряный подсвечник.
Вы знаете, что он благородный юноша, но недавно
его семья стала испытывать некоторые финансовые трудности.
Пока он Вас еще не заметил, что Вы предпримете?
a) Скажете, чтобы вернул подсвечник на место,
после чего заверите, что Ваши родители могут помочь его
семье, и посоветуете не опускаться до воровства. (5l)
Закроете дверь, не сказав ни слова. Ваша семья проживет и
без подсвечника, а вот семья кузена, возможно, нет. (5v)
c) Поступите с ним как с любым другим грабителем: запрете
в комнате и позовете отца. Если он простит парня, учитывая
бедность его семьи, то это будет решение Вашего отца. В конце
концов, это отцовский подсвечник. (5c)
37. Исследуя леса с двумя искателями приключений, Вы обнаруживаете
маленькую заброшенную хижину, которая, по всей видимости, раньше
принадлежала магу. Заглянув в окно, Вы замечаете остатки лаборатории,
множество зелий и свитков на полках. Воительница по имени Геотина,
которая невысокого мнения о Вас, предлагает вломиться в хибарку и
обследовать ее. Воин по имени Хунард предлагает вернуться
в город и собрать побольше информации. Каково Ваше решение?
a) Вернетесь в город. Местные лучше знают леса, у них может быть
важная информация об этой хижине и окружающей территории. (5l)
Вломитесь в лачугу, но оставите кого-нибудь снаружи, на
случай, если что-то пойдет не так. (5v)
c) Отправите Геотину в хижину первой. Если там есть ловушка,
она обезвредит ее, а потом Вы с Хурандом сможете спокойно
войти и осмотреть хижину. (5c)
38. Сегодня занятия в классе Мастера Фестила оказались крайне
изнурительными. Он был чрезмерно требователен ко всем, включая
Вас. Его замечания граничили с руганью, и за сегодня Вы не слышали
от него ни одного одобрительного слова. Мастер повернулся,
чтобы обругать Вас, и в это время у него за спиной несколько учеников
подложили агрессивную, но неядовитую, змею в его сумку.
Что Вы предпримете?
a) Ничего не сделаете. Следует немного остудить великого мастера, и
это будет отличным способом расплаты за все страдания, что он
причинил Вам сегодня. (5c)
Скажете Фестилу, что видели, как в его сумку забралась змея, но
не упомянете о том, что к этому причастны ученики. Не стоит никому
создавать проблем. (5l)
c) Немедленно расскажете Фестилу о том, что сделали ученики.
Непозволительно относиться с неуважением к такому бывалому воину,
даже несмотря на его ужасное обращение с Вами в течение целого
дня. (5v)
39. Мастер Фестил, видя Вашу заинтересованность, рассказал о
том, как можно распознать магическое оружие. Позже Вы
с друзьями пошли практиковаться в стрельбе из лука. Один мальчик,
никогда не отличавшийся хорошей стрельбой, вдруг стал чуть ли
не снайпером. Неожиданно Вы понимаете, что он использует
зачарованные стрелы. Как Вы поступите?
a) Расскажете остальным о стрелах. Прибегать к магическому
оружию в дружеском состязании - просто
бесчестно. (5v)
Скажете другу, что заметили его уловку, и если он
не достанет Вам несколько таких же зачарованных стрел,
Вы объясните Мастеру и всем остальным, как он добился
своих успехов. (5c)
c) Ничего не скажете. Если Вам понадобятся магические стрелы,
Вы всегда сможете напомнить ему об этой ситуации. В конце
концов, магия не обман, а просто еще одно умение. (5l)
40. Упражняясь самостоятельно, Вы неожиданно для себя
придумываете новый стиль ведения боя. Взволнованные своим
открытием, Вы рассказываете о нем Мастеру Фестилу, но он говорит,
что на практике Ваш стиль работать не будет. Что Вы сделаете?
a) Примените новый стиль во время тренировочного боя. Как только Вы
покажете, что все работает, Фестилу придется либо признать,
что такой стиль может быть полезен, либо аргументировать свое
несогласие. (5c)
Расспросите Фестила, больше внимания уделяя деталям, чтобы
выяснить, какие именно недостатки видит Мастер. В итоге ему
придется обосновать свое мнение. (5l)
c) Безоговорочно согласитесь с ним. Мастер Фестил сражался еще в
эпоху Вашего прадеда. Он определяет все изъяны стиля с первого
взгляда, так значит не стоит тратить свое и его время на
бесполезные вопросы. (5v)
ВАЖНО – ПОЖАЛУЙСТА, ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ НИЖЕПРЕВЕДЕННЫЙ ТЕКСТ ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ СТАРИННЫХ СВИТКОВ: АРЕНА™ (“ДАННЫЙ ПРОДУКТ”).
ЭТОТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ВСЕ ПОЛОЖЕНИЯ И УСЛОВИЯ УСТАНОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОГО ПРОДУКТА. УСТАНАВЛИВАЯ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЙ ПРОДУКТ, ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ СО ВСЕМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ И УСЛОВИЯМИ, ЗАЯВЛЕННЫМИ BETHESDA SOFTWORKS В ЭТОМ ДОКУМЕНТЕ.
ЕСЛИ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С ДАННЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ И УСЛОВИЯМИ, НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДАННЫЙ ПРОДУКТ.
1. Вам предоставляются неисключительная, непередаваемая лицензия и права на личное пользование данным Продуктом. Данный Продукт не предназначен для какого-либо общественного или коммерческого использования. Все права, которые явно не предоставлены Вам настоящим соглашением, сохранены за Bethesda Softworks.
2. Все права, названия, касающиеся данного Продукта, а также все международные права на интеллектуальную собственность, относящиеся к данному Продукту или предоставляемые данным Продуктом, навсегда остаются в исключительной собственности Bethesda Softworks.
3. Данный Продукт предоставляется в форме “как есть”. Bethesda Softworks не дает никаких заверений, гарантий или договоренностей любого рода как в отношении товарной пригодности данного Продукта в целом, так и в отношении его пригодности для конкретных целей и задач, а также не несет никакой ответственности по отношению к данному Продукту. Bethesda Softworks, её филиалы или должностные лица, директора, сотрудники или агенты ни в коем случае не несут ответственности перед Вами или любой третьей стороной за любой ущерб, возникший в результате установки или использования данного Продукта.
4. Ни Bethesda Softworks, ни один из её филиалов не предоставляют никакой технической или пользовательской поддержки в отношении этого Продукта, а также использования его Вами или любой третьей стороной.
5. Вы соглашаетесь с тем, что Bethesda Softworks имеет исключительные права на владение всеми товарными знаками, авторскими и другими правами собственности на данный Продукт.
Инструкция по установке
Старинных Свитков: Арена
для Win2k/WinXP
Установка Старинных Свитков: Арена
1. Запустите файл “Arena106.exe”.
2. Откроется новое окно с предложением распаковать Арену. По умолчанию путь распаковки - C:\. Данный путь является самым оптимальным для правильной работы Арены. После того, как Вы нажмете кнопку «Install», будет создан каталог C:\Arena и все необходимые файлы будут распакованы в него.
3. Теперь запустите установку DOS–эмулятора DOSBox. Выполните установку, следуя инструкциям. Как только установка DOSBox будет завершена, переходите к следующему пункту.
4. Нажмите кнопку «Пуск», затем кнопку «Выполнить». В открывшемся окне введите “command” (без кавычек) и нажмите кнопку «OK». После этого откроется окно ввода команд.
5. В командной строке введите “CD\ARENA” (опять же без кавычек) и нажмите «Enter». Если в Вашей командной строке выбран не диск C:, а любой другой, введите “C:” и нажмите «Enter», а уже потом введите “CD\ARENA” и снова нажмите «Enter».
6. После того, как Вы войдете в каталог Arena, введите “INSTALL” и нажмите «Enter». Откроется окно настройки Арены.
7. Выберите пункт “Configure Game”.
8. Выберите пункт “Select Sound Card”. Вам будет предложен список возможных вариантов. Выберите вариант “Sound Blaster or SB16 (or compatible)”.
9. Выберите пункт “Select Music Card” и сделайте то же, что и в пункте 8.
10. В верхней части экрана возле слова SOUND и слова MUSIC желтыми буквами должно быть написано следующее:
“Sound Blaster or SB16 (or compatible) IO:220 IRQ:7 DMA:1”.
Если же Вы видите другие значения, выполните дополнительную настройку в пунктах “Change Sound default” и “Change Music default”.
11. Выберите пункт “Done”, а потом пункт “Exit”. Когда Вы вернетесь к командной строке, введите “EXIT” и нажмите «Enter», чтобы закрыть окно ввода команд.
12. Теперь запустите эмулятор DOSBox. Эмулятор откроет свое окно ввода команд, настроенное на виртуальный диск Z:.
13. В командной строке введите “MOUNT C C:\” и нажмите «Enter». Теперь введите “C:” и нажмите «Enter», а затем “CD \ARENA”. И, наконец, введите “ARENA”, чтобы запустить игру.
14. Когда Вы выйдете из игры и вернетесь в командную строку эмулятора, введите “Exit” и нажмите «Enter», чтобы закрыть эмулятор.
Дополнительно:
По умолчанию DOSBox запускает игру в оконном режиме. Если Вы хотите играть в полноэкранном режиме, нажмите одновременно клавиши Alt и Enter. Если же Вы хотите, чтобы DOSBox всегда запускался в полноэкранном режиме, Вам необходимо внести изменения в файл dosbox.conf. За более подробной информацией обратитесь к документации по DOSbox.
Если у Вас есть проблемы со звуком или Арена при запуске выдает “черный экран” и не запускается, Вам необходимо проверить совпадают ли звуковые настройки Арены и эмулятора.
Для этого запустите эмулятор DOSBox. Когда откроется окно, эмулятор выведет несколько строк текста. Одна из них должна содержать примерно следующий текст:
“Z:\>SET BLASTER=A220 I7 D1 T4”
Сейчас Вас интересует только строка, содержащая текст “SET BLASTER”, на остальные можете не обращать внимания. Вышеуказанная строка соответствует настройкам “по умолчанию”, но если эмулятор вывел строку с другим текстом, пожалуйста, измените настройки Арены в соответствии с ним. В Арене указанная выше строка будет соответствовать следующим настройкам:
I/O Address: 220
IRQ: 7
DMA: 1
--
Производительность: Стандартные настройки эмулятора, скорее всего, будут неоптимальными для Арены. Запустите Арену в эмуляторе и, зажав клавишу Ctrl, несколько раз нажмите клавишу F12. Каждое нажатие ускоряет работу виртуального процессора, используемого DOSBox, и тем самым ускоряет работу игры. Используйте комбинацию Ctrl+F12, пока не достигните приемлемой скорости работы игры. Если же Вы хотите, чтобы DOSBox всегда запускался с необходимой Вам скоростью работы процессора, нужно внести изменения в файл dosbox.conf. Чтобы узнать какие конкретно значения Вам нужно указать, обратитесь к документации по DOSBox.
ЗАЩИТА ОТ КОПИРОВАНИЯ
Игра спросит Вас о стоимости заклинания. Воспользуйтесь нижеприведенной таблицей и введите значение, соответствующее названию заклинания.
Название заклинания Стоимость
Амулет некроманта 1825
Безмолвие 675
Блужд. свет 150
Буран 487
Велик леч 445
Взгляд Медузы 840
Волендранг 1620
Выпить силу 225
Жало виверны 525
Запереть 300
Заражение 975
Зеркало Шалидора 775
Искра 375
Истощение 180
Истощение 630
Кольцо колдуна 2840
Кольцо Финастера 1800
Кольцо хаджиита 4490
Кольч лорда 2075
Хризамер 4725
Кровь тролля 450
Леч. 125
Ловушка 600
Лук Ауриэля 4487
Маг стрела 1050
Маг. взрыв 740
Магич. щит 400
Молния 780
Невидимость 150
Нет стен 600
Облако яда 700
Огн. шар 325
Огн. шторм 490
Откр 300
Очищ пламя 3750
Пламя 607
Пламя колдуна 187
Полет 50
Посох Магнуса 2525
Прилив 60
Проклятие 300
Противоядие 350
Пиявка 675
Разрушит. чар 2230
Свет 120
Сил. поле 600
Сила орка 125
Слаб. леч. 70
Снять оковы 260
Сопр холоду 300
Сопр. молнии 300
Сопр. огню 300
Сопр. ядам 550
Сосулька 367
Стена 400
Тишина 450
Убежище 300
Чистка 2590
Шок 225
Щит 250
Щит Ауриэля 3275
Эбен кольч 2420
Эб. клинок 8125
КНОПКИ И КОМАНДЫ
КНОПКИ НА ИГРОВОМ ЭКРАНЕ
У Вас есть много вариантов взаимодействия с миром Тамриэля. Справа от изображения лица Вашего персонажа находятся два ряда кнопок. Назначение этих кнопок и пояснения действий, которые они выполняют, даны ниже:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КНОПОК МЫШИ В ОБЩИХ СЛУЧАЯХ
Нажав на левую кнопку мыши в тот момент, когда курсор выглядит как стрелочка, Вы заставите Вашего персонажа двигаться в направлении, указанном стрелочкой. Чем дальше стрелочка от центра экрана, тем быстрее движется Ваш персонаж.
Щелчок левой кнопкой мыши в тот момент, когда курсор выглядит как 'X', заставит Вашего персонажа взаимодействовать с объектом, на который наведен курсор. Тип взаимодействия зависит от того, в каком режиме находится Ваш персонаж (разговор, использование заклинаний, атака). Более подробное описание дано ниже.
Щелкнув правой кнопки мыши при зажатой левой, Вы заставите Вашего персонажа подпрыгнуть.
Щелчок правой кнопкой мыши в тот момент, когда курсор выглядит как 'X', аналогичен щелчку левой кнопкой, но только если объект, на который наведен курсор, не живой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КНОПОК МЫШИ В ОКНЕ ПЕРСОНАЖА/ИНВЕНТАРЕ
Нажав левой кнопкой мыши на предмет, Вы наденете этот предмет на Вашего персонажа. (Конечно, если выбранный класс персонажа вообще может использовать такие предметы.)
Нажав на предмет правой кнопкой мыши, Вы вызовете окно информации о предмете. (Если такая информация вообще есть.)
Нажав левой кнопкой мыши на кнопку «Книга заклинаний», Вы вызовете окно со списком заклинаний из Вашей книги заклинаний, а также текущей стоимостью использования каждого из заклинаний. Щелкнув левой или правой кнопкой на одном из заклинаний, Вы увидите информацию, связанную с этим заклинанием. Однако чтобы использовать заклинание, Вам нужно вернуться из окна персонажа в игру.
Вещи, которые нельзя использовать, обозначаются текстом красного цвета.
Вещи, которые можно использовать, обозначаются текстом коричневого цвета.
Надетые вещи обозначаются текстом желтого цвета.
Неопределенные магические вещи обозначаются текстом голубого цвета.
Неопределенные магические вещи, надетые на Вашего персонажа, обозначаются текстом ярко-голубого цвета.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕНЫ СКРЕЩЕННЫЕ МЕЧИ - АТАКА
Нажав на эту кнопку, Вы заставите Вашего персонажа достать оружие из ножен и перейти в боевой режим. При нажатой левой кнопке мыши в этом режиме, Ваш персонаж будет передвигаться в ту сторону, в которую указывает стрелочка курсора. А перемещая мышь при зажатой правой кнопки мыши, Вы заставите Вашего персонажа размахивать оружием. К тому же, Ваш персонаж может подпрыгнуть, если Вы нажмете кнопку «J» или прыгнуть вперед с места, если Вы нажмете сочетание кнопок «Shift+J». Повторно нажав на кнопку со скрещенными мечами, Вы заставите персонажа убрать оружие.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕНЫ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКЛИНАНИЙ
Использовать заклинание. Нажав на эту кнопку левой кнопкой мыши, Вы откроете Вашу книгу заклинаний. Вы можете выбрать нужное заклинание и цель, к которой это заклинание будет применено. Чтобы сократить время на повторное использование того же заклинания, Вы можете нажать на кнопку с солнечными лучами правой кнопкой мыши. В этом случае Ваш персонаж применяет последнее выбранное заклинание, если у него, конечно, хватает очков маны для использования данного заклинания.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕНА РУКА, ДЕРЖАЩАЯ МОНЕТУ – ВОРОВСТВО
Украсть что-либо. Когда Вы нажмете на данную кнопку, игра попросит Вас указать цель для этого действия. Если это другой персонаж, то Ваш персонаж попытается обчистить его или её карманы. А если это сундук или дверь, то Ваш персонаж попытается взломать замок.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕНА РУКА, ДЕРЖАЩАЯ РЫЧАГ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Использовать что-либо. Щелкнув на эту кнопку, Вы увидите список доступных к использованию магических вещей из Вашего инвентаря. Выберите вещь, которая Вам нужна, и следуйте инструкции, которая должна появиться на экране (к примеру, «Цель?»).
Примечание: Вы не сможете использовать такие вещи из меню персонажа, поэтому, к примеру, если Вы хотите использовать лечебное зелье, Вам нужно найти его через эту кнопку.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕНЫ ПОСОХ И ЗМЕЯ – СТАТУС ПЕРСОНАЖА
Информация о Вашем персонаже. Нажав на эту кнопку, Вы поставите игру на паузу и откроете окно, отображающее статус Вашего персонажа и другие важные детали, такие, как текущая дата и время суток в игре, а также все аспекты, связанные с репутацией Вашего персонажа в текущей области. Кроме того, в этом окне отображается текущее местоположение Вашего персонажа, информация о его здоровье, весе вещей, которые он несет, а также о заклинаниях, которые на текущий момент оказывают влияние на Вашего персонажа, и активных заклинаниях.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕН ПЕРГАМЕНТ СО СТРОЧКАМИ ТЕКСТА – ДНЕВНИК
Нажав на эту кнопку левой кнопкой мыши, Вы откроете дневник Ваших путешествий. В Ваш дневник записывается информация про любое задания, которое Вы взялись выполнить, а также сведенья о местах, которые люди отметили на Вашей континентальной карте. Дневник – это самый простой способ следить за тем, что Вы пообещали сделать. Однако стоит быть осторожным, поскольку в дневнике одновременно может быть записана информация только о 16 заданиях! Новые задания записываются в дневник путем удаления самой старой записи, так что в любой момент в дневнике будет не больше 16 записей. Если для Вас это важно, то стоит периодически распечатывать Ваш дневник.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕН ГОРЯЩИЙ КОСТЕР - ЛАГЕРЬ
Нажав на эту кнопку левой кнопкой мыши, Вы заставите Вашего персонажа лечь спать. Во время сна очки Вашего здоровья, маны и усталости будут медленно восстанавливаться. За пределами городских стен Ваш персонаж может отдыхать в любом месте. Чтобы отдохнуть в городе, Вам нужно снять комнату или прокрасться в нее и находиться в таверне, в которой расположена эта комната. Количество очков здоровья, которые Ваш персонаж будет восстанавливать за час отдыха, сильно зависит от того, где он отдыхает. Чем лучше условия (читайте, чем дороже), тем больше очков в час он восстанавливает.
КНОПКА, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕНА КАРТА – АВТОКАРТА/КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ КАРТА
Нажатие на кнопку левой кнопкой мыши:
Нажав на эту кнопку левой кнопкой мыши, Вы откроете Вашу автокарту, на которой отмечаются все места, которые Вы посетили. Данная карта может стать для Вас единственным помощником в поиске чего-либо.
Вы можете делать заметки на карте, нажав на неё левой кнопкой мыши в той точке, где Вы бы хотели поместить заметку, и набрав нужный текст. Чтобы закончить писать заметку, нажмите «Enter» или щелкните правой кнопкой мыши. Вы можете стирать текст ненужной заметки, просто щелкнув на ней левой кнопкой мыши и нажав кнопку «ESC».
Нажимая левой кнопкой мыши на буквенные обозначения сторон света вокруг компаса в правом верхнем углы автокарты, Вы сможете сдвигать карту, чтобы осмотреть ранее открытые территории. А щелчок левой кнопкой мыши в центр компаса отцентрирует карту на местоположении Вашего персонажа. К сведению, любая локация, автоматически отмеченная на автокарте (т. е. не та, которую отметили Вы), будет располагаться слева от первой буквы в названии этой локации. Т. е. таверна, отмеченная на Вашей автокарте, будет находиться слева от первой буквы в названии этой таверны.
Нажатие на кнопку правой кнопкой мыши:
Нажав на эту кнопку правой кнопкой мыши, Вы откроете континентальную карту, с помощью которой Вы сможете отправиться в другие города, поселки и деревни. В целом, Вы можете начать путешествие из любой точки Тамриэля, но должны выйти из помещения или подземелья.
КНОПКА «ESC»
Меню игры. Нажатие этой кнопки поставит игру на паузу и даст Вам возможность воспользоваться одним из нижеперечисленных пунктов меню:
1) Загрузить игру. Позволяет Вам выбрать сохранение, которое Вы хотите загрузить. При загрузке сохранения текущая игра будет завершена и весь несохраненный прогресс будет утерян.
2) Сохранить игру. Позволяет Вам сохранить текущую игру. Нажатие кнопки «ESC» отменит процесс сохранения. Вы можете сделать до 10 сохранений.
3) Детализация. Данный пункт полезен для оптимизации скорости работы игры на слабых машинах. Вы можете понизить детализацию до минимальной для максимального увеличения производительности.
4) Звук. Позволяет Вам уменьшить или увеличить уровень громкости звуков в игре.
5) Музыка. Позволяет Вам уменьшить или увеличить громкость музыки.
6) Выйти в DOS. Выход из игры.
7) Продолжить. Позволяет Вам вернуться в текущую игру.
УПРАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МЫШИ
Мышь - это Ваш инструмент взаимодействия с миром Арены. Вы будете постоянно использовать её для различных действий во время Ваших путешествий. Глядя на экран, Вы сможете заметить, что курсор мыши может принимать одну из десяти форм. К примеру, стрелочка, меч или 'X'.
Когда курсор выглядит как стрелочка, нажатие на левую кнопку мыши заставит Вашего персонажа перемещаться в направлении, указанном стрелочкой. Чем ближе стрелочка к краю экрана, тем быстрее движется Ваш персонаж.
Курсор в виде меча используется для работы с кнопками меню.
Курсор в виде 'X' используется для взаимодействия с объектами и персонажами, в зависимости от режима, в котором находится Ваш персонаж. За более подробными сведениями обратитесь к нижеследующему разделу «Курсор 'X'».
Чтобы Ваш персонаж подпрыгнул, нажмите на правую кнопку мыши при зажатой левой кнопке. Если в этот момент Ваш персонаж не двигался, то он просто подпрыгнет вверх. Если же в этот момент он бежал, то Ваш персон