Поиск - Участники - Календарь
Перейти к полной версии: Библиотека мастерства
ElderScrolls.Net Conference > Городской квартал > Академия Искусств
varjag
В этой теме я решил собирать всевозможные статьи, книги, руководства, а также ссылки на них по различным видам творчества: поэзии, прозе, рисовании, музыке и т.д. Думается, эти материалы будут полезны не только новичкам, но также продвинутым читателям/зрителям и даже искушённым авторам.

Начну тему со ссылок на статьи о поэзии:

Владимир Маяковский, Как делать стихи? (3 страницы)
Леонид Каганов, Как не надо писать стихи
Николай Шошанни, Некоторые фигуры “высшего пилотажа” в поэтике (там можно найти ещё два эссе того же автора о поэзии)
(за последние две ссылки спасибо Vivian)

Для начинающих прозаиков (да и не только) будет полезна статья: Стилистика начинающего автора.


У меня ещё есть интервью с Олегом Митяевым о том, как он пишет песни. Но его надо перепечатывать с книжки в твёрдом переплёте. Когда дойдут руки, выложу.

P.S. Конечно, многие ссылки уже приводились в темах. Я лишь решил систематизировать их. И, конечно, пополняйте библиотеку, если найдёте полезные материалы. Кажется, ещё в теме с фан-артом были ссылки на руководства, можете тоже вытащить сюда.
Vivian
Вот эта ссылка ведет на пост в LJ, где приводится огромный список электронных библиотек разных направлений – от «классической» Мошкова lib.ru до узкоспециальной «Проект 1812 год».

Вниманию любознательных, заинтересованных в постижении таинств русского языка, могу предложить следующие книги и учебники:
Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи (~ 360 кб)
Зарецкая Е.Н.  Риторика (~ 460 кб)
Поварнин С.  Теория и практика аргументации (~ 142 кб)
Залевская А.А.  Введение в психолингвистику (~ 327 кб)
Лурия А.Р.  Язык и сознание (~ 208 кб)
Пинкер С.  Язык как инстинкт (~ 641 кб)
Alvirdimus
Самоописание и Мэрисьюизм - что касается фанописаний.
Dr. YankeeDoodle
А. Андреев
Что такое хайку?
Владислав Русанов
Скальдическая поэзия
Vivian
Ссылки на ресурсы с книгами по рисованию, живописи:
http://www.mirknig.com/category/risovanie/
http://www.superidea.ru/intel/risuy.htm
http://sketchers.ru/forum/resources.php
http://www.samouchiteli.ru/catalog/?id=34
Vivian
Стивен КИНГ. Как писать книги: Мемуары о ремесле (148 кб)
Ольга ГРОМЫКО. Самоучитель по написанию фантастики, или «ЗВЕЗДОЛЕТ СВОИМИ РУКАМИ» (11 кб)
Алексей КОРЕПАНОВ «Винегрет для начинающих»
Воратха. «Стилистика начинающего автора»
Алексей СВИРИДОВ. Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле "фэнтези"
Школа литературного мастерства на litkonkurs'е (перечень полезных статей)
rajah
Вот статья Алексея Всегдара http://saintan.livejournal.com/2524.html
Я думаю, что она сможет помочь начинающим авторам.
А вот с этой статьёй можно и поспорить, но может, кто-то себе что-нибудь и найдёт. http://www.lito.ru/text/8198
Vivian
Случайно нашлось, вдруг кому-нибудь (что вряд ли) пригодится. Материалы по алхимии на английском языке.
http://www.lib.umich.edu/tcp/docs/dox/alchem.html
http://www.levity.com/alchemy/texts.html
biggrin.gif
varjag
© Вероника Тушнова


          О поэзии

   Меня часто спрашивают: "А когда вы начали писать стихи?" И мне всегда бывает трудно ответить на этот вопрос. Что понимать под словом "писать стихи"? Складывать фразы в правильно чередующиеся, зарифмованные строки и строфы? Если так, то я начала писать в самом раннем детстве, лет в шесть-семь...

     ...Солнышко светит и греет,
     птичек слышны голоса...

   Стихи у меня получались такими же гладкими и аккуратными, как многие из тех, которые я читала  в детских книжках. И слова в них те же, и писать их было очень просто и легко. Я иногда брала тетрадку и говорила себе: а теперь я напишу про зиму. А теперь про весну. И это всегда удавалось.
   Своим уменьем писать стихи я гордилась, но мысль о том, что, став взрослой, я буду продолжать это увлекательное, но отнюдь не серьёзное занятие, мне и в голову не приходила. Повторяю - писать мне было очень легко.
   Но вот однажды пропал без вести престарелый чёрный кот Буська, и мне захотелось увековечить в стихах это печальное событие. К своему немалому удивлению, я вдруг поняла, что написать об этом гораздо труднее, чем о зиме, весне или ручейке. И вполне понятно: ведь никто до меня не писал об этом. Никто, кроме меня, не знал нашего грузного, облезлого кота, его привычки спать в печке, его хриплого мяуканья, разорванного уха, манеру, привставая, толкать лбом в колени.
   В данном случае я уже не могла пользоваться чужими и удобными и красивыми словами. Приходилось придумывать свои. Кроме того, мне было жалко кота и хотелось, чтобы другие пожалели его тоже Всё это налагало ответственность.
   Я писала долго, и стихи получились гораздо хуже, чем обычно. Зато впервые в жизни закралось в меня подозрение, что всё "сочинённое" мной ранее - совсем не хорошо и гордиться этим, пожалуй, не стоит. Во всяком случае, читать прежние стихи вслух мне было неловко и стыдно. С тех пор я начала прятать свои тетрадки подальше от посторонних глаз.
   Было бы неверно сказать, что с этой минуты я стала поэтом. Сколько раз я ещё поддавалась соблазну сложить стихотворение из чужих гладеньких и так хорошо, впритирку ложащихся кирпичиков.
   Я была школьницей старших классов, когда ощутила необходимость написать замечательные стихи о любви. Только несколько лет спустя я смогла оценить действительные размеры постигшей меня неудачи. Стихи-то опять были не мои! Их наполняли грёзы, слёзы, луна, страданья. В них были удачные рифмы и редко-редко проскальзывала живая строка, согретая живым и подлинным чувством. И о любви и о страданиях я писала чисто отвлечённо, а поэзия этого не прощает.
   Впоследствии, испытав и любовь, и горе, и разочарование и написав об этом стихи - в достаточной мере тёплые и сердечные, я снова огорчилась: несмотря на "свои" слова, "свою" интонацию - это были всё-таки неудачные стихи. В них говорилось о чувствах и переживаниях, сотни раз описанных до меня, и ничего нового нельзя было в этих стихах обнаружить. В них не было мыслей. А ведь мысль - это тот стержень, на котором держится всё стихотворение.
   Не надо понимать этого примитивно. Мысль не должна выпирать из каждой строки, иногда в хороших стихах на первый взгляд она вообще отсутствует. Но это только на первый взгляд. Мысль существует, как говорится, в "подтексте". Читатель настолько проникается настроением, мироощущением автора, что сам делает необходимый и единственно возможный вывод, то есть мысль рождается за пределами стихотворения, и читатель становится как бы соавтором поэта. И такого рода поэзия, где автор щедро делится с читателем правом и радостью открытия, для нас очень дорога. Поэт как бы посылает читателя: иди вот этой тропинкой! А сам отлично знает, куда эта тропинка приведёт.
   Это не значит, что мысль не может быть выражена в стихотворении вполне открыто, в виде афоризма, заключённого в одной-двух строках. Существуют отличные стихи и такого рода. Одно только недопустимо - это чтобы мысль была назойлива, чтобы она насильственно навязывалась, чтобы она плавала на поверхности, а не вытекала органически из всей ткани поэтического произведения.
   Если нет в стихотворении поэтической мысли, вокруг которой группируются поэтические образы, последние начинают рассыпаться, многие из них при всей своей яркости оказываются лишними, немыми. нет в таких стихах своего выраженного отношения автора к изображённым фактам и событиям, стихи получаются безыдейными.
   Настоящая поэзия не может быть безыдейной. Пейзажные стихи, заставляющие читателя ещё раз с ещё большей остротой почувствовать, как он любит родные поля и леса, - это глубоко идейные стихи. Стихи, написанные о важнейших стройках, о героических делах, если они написаны не горячим сердцем поэта, а холодной рукой ремесленника, - безыдейны и вредны!
   Чувства и мысли - вот что такое стихи. И, конечно, мастерство, потому что оно позволяет полнее и свежее выразить и чувства, и мысли.
   Так вот, когда я поняла, что опять пишу плохие стихи, я стала придумывать, а что бы такое оригинальное сказать. Надо ли объяснять, то из этого ничего не получилось. Думаю, что по-настоящему я стала писать во время войны.
   Я работала в госпитале с утра до ночи и очень редко бралась за карандаш. Но сколько я передумала и перечувствовала за это время! И что самое удивительное, у меня появилось новое, никогда ещё не испытанное мною чувство: мне вдруг захотелось, чтобы стихи мои узнали, прочли, мне хотелось своими стихами вмешаться в жизнь, что-то изменить в ней. Я понимала, как это трудно и ответственно, и всё-таки эта мысль меня не покидала.
   В 1944 году, когда я напечатала свои первые стихи, произошло событие, имевшее для меня громадное значение. В "Комсомольской правде" был опубликован цикл моих стихов под названием "Стихи о дочери". Я написала их действительно о своей маленькой дочке, и они мне казались слишком личными. Но их напечатали, и я была этим обрадована и встревожена. Но это не главное.
   Главное то, что через некоторое время я стала получать письма со штемпелями полевой почты. Писали их самые разные люди. Были письма, написанные неуклюжим, корявым почерком, со множеством орфографических ошибок (самые для меня дорогие!). Но во всех этих письмах, в тех или иных словах, говорилось одно: "Хорошо, что вы написали о наших детях!" Каким счастьем было для меня читать слово "наших"!
   Значит, что же получилось? Я писала стихи о своей девочке, о своей Наташе, а они - бойцы, приславшие мне свои письма, считают, что я писала про их детей! Это была такая удача, о которой я не могла и мечтать.
   Думая об этом, на первый взгляд непонятном явлении, я впервые столкнулась с силой поэтического обобщения. Впоследствии я неоднократно получала письма читателей - добрые и сердечные, но ни одно не доставило мне той радости, которую я испытывала, раскрывая треугольные конверты с номерами полевой почты. Как эти незнакомые люди помогли мне на моём творческом пути! Наверное, здесь и надо искать его начало.
   Ну, что же сказать ещё? Война прошла, а жизнь продолжала течь со всеми своими сложностями, тревогами, противоречиями. Вырастало новое поколение. Я написала много новых стихов - удачных и неудачных, снова и снова убеждаясь, как нелегко создать что-то действительно ценное. Я ни минуты не обольщалась надеждой чему-то научить своих молодых читателей. Мне просто хотелось поделиться с ними своими размышлениями о жизни, воспоминаниями своей юности. Ведь даже у людей разных поколений есть много общего и дорогого.
   И ещё мне хотелось бы, чтобы это молодое поколение полюбило поэзию, чтобы оно видело в стихах не ряды зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились.
Vivian
Откопала в сети пару страничек с музыкальной литературой:
http://yanko.lib.ru/fort-library/music/index.html
(к примеру, имеются: Гуляницкая Н.  «Введение в современную гармонию», Пэрриш К., Оул Дж.  «Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до И. С. Баха», Холопова В.Н.  «Формы музыкальных произведений»)
и http://ldn-musika.narod.ru/Musik.htm (Генрих  Нейгауз  «Об искусстве фортепьянной игры», Иосиф Гофман  «Фортепьянная игра», ноты: В. Моцарт, Э. Григ, старинные русские романсы).
Vivian
Шкловский В.Б. О теории прозы. - М.: Советский писатель, 1983. – 384 с.

Шенгели Г.А. Техника стиха. – М.: Гослитиздат, 1960. – 312 с.

Специализированные книжки, написанные научно-популярным стилем (как в учебниках для вузов). Неподготовленному читателю не рекомендую.
rajah
Споры по поводу употребления глагольной рифмы.
http://www.stihi.ru/poems/2002/06/21-643.html
rajah
Фигурные стихи XXI века
http://www.stihi.ru/poems/2005/02/19-778.html
Классическая французская баллада
http://www.stihi.ru/poems/2006/01/19-1865.html
Vivian
Александр Солженицын "Иосиф Бродский — избранные стихи", 80 кб.
Весьма интересная и познавательная критическая статья-обзор.
Prophet Veloth
Как Не Надо писать фантастику (штампы и штампоборчество)
http://zhurnal.lib.ru/m/maksimow_j_w/nenado.shtml
Vivian
Переслегин С. "Обязана ли "фэнтези" быть глупой?"
Vivian
Михаил Веллер "Технология рассказа"
Цитата: 
Распространенное заблуждение "не важно, как писать, важно что", происходит от непонимания художественности литературы, от непонимания единства содержания и формы, в которой содержание реализуется, происходит от литературного невежества...


Сайт Курс Молодого Творца - www.kmt.graa.ru
Разделы: учебники, издатели, права и проч.
Urfilij
Ребят, нужна теоретическая помощь: есть картинка, нужно выделить основные цвета, есть какя нибудь прога которая сама "просканит" картинку и выдаст основные цвета? либо каким образом это можно сделать? вручную выбирать основные цвета долго муторно, да и ошибаться не хочется
Dr. YankeeDoodle
>> Urfilij:
Эээ, в смысле - основные цвета?? Удельную долю каждого цвета на картинке, что ли?? smile.gif
Urfilij
Ммм.. нет, оттенков различных цветов на картинке множество. Мне нужно выделить допустим - 5 основных преобладающих из 50 присутствующих на картинке. На глаз трудновато
[FG]
>> Urfilij:
Гм, для каких целей и по каким критериям, мне даже задача не не ясна? Можно перевести в черно-белое изображения, тогда вопрос о цветах отпадет, можно перевести в цветовую модель RGB, тогда, соответственно, будут "преобладать" красные, зеленые и синие цвета smile.gif
Для подобных обсуждений есть отдельный форум: Дизайн и Графика
Ягар Тарн
Вот собственно статья о поэзии и начинающих поэтах (Татьяна Лаврова)
=================================================

Друзья!
Нет ни одного человека, кто хотя бы раз в жизни не пробовал писать стихи... Обычно это происходит в ранней юности. Но иногда и позже.
Не бывает плохих стихов, потому что они всегда идут из души, из самого сердца... Я, конечно, говорю о настоящей Поэзии.
Стихи могут быть несовершенны по технике, но они всегда искренни. Очень жаль, если тот, кто имеет эту искру Божью в душе, перестает писать... Так сказать, зарывает талант в землю...
Если у кого-то есть потребность писать - надо писать. Несмотря ни на что... Потому что потом будет жалеть, что бросил. Ведь если стихи не писать, не развивать талант, то долгое время остаешься на одном уровне, а потом начинаешь потихоньку умирать как поэт.

Что же такое - стихи? Это состояние души. Это не просто рифмованные строчки. При желании ведь можно зарифмовать и газетную статью. В стихах обязательно должны присутствовать образы, эпитеты, сравнения... Стихи - это выплеск эмоций. Они будят в человеке самое доброе и чистое, трогают самые сокровенные струны души...

Поэзия - это тот внутренний свет, который не дает душе очерстветь... Если на небе зажигаются звезды - значит это кому-то нужно? Если люди пишут стихи в наше нелегкое время - значит существует такая потребность души... Стихи нужны людям, я в этом глубоко убеждена.
И кроме того - написание стихов - это Творчество... Нет ничего приятнее и в то же время труднее, чем творить... Но тем, кто действительно "заболел" стихами - не излечиться никогда))). И это прекрасно!

И вот ведь как интересно... Бывает, что стихотворение написано идеально... Но не трогает... А бывает, что хромает техника на обе ноги, но ЧТО-ТО есть в этом стише - и на душе становится теплее...
Где грань между тем - нравится или не нравится? Это наверное на уровне подсознания...

Стихи начинающих поэтов, если у них есть дар - это неограненный алмаз. Но если его огранить, то есть, другими словами, научить его писать по всем правилам, то это будет бриллиант, и он заиграет всеми цветами, чтобы зажигать сердца слушателей и читателей!

Именно поэтому я приветствую от всей души рейтинги, которыми "заболел" ЛФ.Начинающие поэты здесь могут сравнить свои стихи со стихами НАСТОЯЩИХ поэтов "вживую"... И спасибо им, что они участвуют в рейтингах на равныхsmile.gif) Кроме того, начинающие поэты могут узнать мнение о своих стихах, пусть даже субъктивное, понять, в чем их ошибки. Просто пообщаться с единомышленниками.
Но я еще и вот что хочу предложить.
Сатья взята отсюда: http://stihi.ru/2006/03/04-790

А вот собственно Учебное пособие

Ссылка битая была (с пробелом). varjag.
alraune
Замечательный рассказ о том как писать книги - "Охота" Павича.
http://www.modernlib.ru/books/pavich_milor...rchatka/read_1/
В "Вывернутой перчатке" он третий.
Qui-Gon-Jinn
О пунктуации в поэзии. В двух частях, на английском языке.

Часть первая
Часть вторая
Упрощенная версия форума. Для перехода в полную нажмите на эту ссылку.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.