1. Я нашел в Скайриме лишь две книги, которые имеют прямое отношение к культу Драконов:
- Война Драконов
- Среди драугров
Ну и конечно, никуда не пропал старый добрый том
- Разновидности веры в Империи
где описан древний пантеон Нордов.
Кроме этого, есть, конечно, источники, по которым можно узнать расположение драконьих храмов, но не о содержании религии нордов.
2. По множеству косвенных источников (самых разных) можно сделать предположения о религии древних Нордов - просто по аналогии. То есть множество символов встречается и в других культурах Тамриэля - и по аналогии можно попробовать судить и о культуре Нордов.
3. Могут пригодиться неофициальные тексты, а так же (4) тексты о верованиях Скаалов - но в последних я не спец.
------------------------------------------------------------------------------------------------
В "Войне Драконов" перечислены 9 животных, которым поклонялись в древности.
В древних храмах и захоронениях я смог найти только 8 настенных изображений, им соответствующих. Каждое настенное изображение состоит из трех частей: верхней, на которой изображено животное, центральной, на которой изображен человек с определенными атрибутами, и двух боковых частей, на которых изображена похоронная процессия. Боковые части везде идентичны, потому их я рассматриваю лишь один раз.
Так как изображения трудно различимы, я подробно опишу, как я их вижу - возможно, я чего-то не разглядел или увидел того, чего нет. А мне ОЧЕНЬ хочется верить, что сделаны они были не просто от балды, а со смыслом.
*Предупреждаю сразу - скрины я делал одним присестом, а одним махом оказалось довольно трудно найти все настенные изображения даже из нижеприведенных. Не всегда удавалось найти изображение, не заслоненное камнями или еще чем-нибудь и сделать хороший скрин анфас в таких условиях было трудно. (Да еще и драугры мешают.) Говорят, что скрины этих изображений уже где-то есть, но я никак не мог их найти. Если кто-нибудь найдет эти изображения в лучшем качестве - буду очень благодарен.*
Дракон
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В центральной части изображен драконий жрец. То же изображение можно увидеть на гобеленах в драконьих храмах.
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
Одежда изображенного жреца легко узнаваема - именно такая одежда у настоящих драконьих жрецов в игре. Одежда стилизована под драконью чешую или что-то в этом роде.
В руках жрец держит то ли просто языки пламени, то ли огненные мечи (при желании можно разглядеть рукояти мечей). По бокам изображено еще несколько языков пламени.
В верхней части, отсутствующей на гобелене, по центру мы видим голову дракона. По бокам рисунок мне мало понятен - но, кажется, это раскинутые крылья дракона.
Змей
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В верхней части посередине изображено человеческое лицо. Над ним и по бокам - змей, причем вместо хвоста - вторая голова.
В центральной части изображен мужчина в доспехах. Можно отметить, что кираса состоит из переплетенных полос-пластин. На одежде имеются изображения змей - кроме того, с плеч ниспадают две мертвые змеи (или одна с двумя головами, как в верхней части настенного изображения - определенно сказать нельзя). В руках воин сжимает хвосты двух змей, которые вьются над ним и переплетаются еще с двумя змеями. Внизу, справа и слева от ног воина, мы можем видеть удаленное изображение двух скал. На каждой скале изображены три (возможно, четыре) змеи одна над другой, и напротив нижней змеи можно разглядеть воина с мечом. Впрочем, картинка мелкая и я могу ошибаться.
P.S. Я никак не могу избавиться от впечатления (возможно, ложного), что воин одет в акавирские доспехи.
Ястреб
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В верхней части по середине изображена голова ястреба, а слева и справа - его крылья.
В центральной части изображен человек - по-моему, мужчина, т.к. при желании можно разглядеть намек на бороду, да и фигура вроде бы мужская. Одет он в костюм из перьев, распахнутый плащ напоминает крылья. На голове шапка из черепа крупной птицы. Справа и слева от головы изображено по звезде: круги с восемью зазубринами - звезды обычно примерно так изображаются. Конечно, это может быть два солнца, но... солнце одно. Справа и слева от человека изображены крылья, расходящиеся полукругом от его рук и смыкающиеся над головой. Еще пара крыльев расположена по сторонам.
Внизу у ног изображены две падающие птицы. Причем, у меня такое впечатление, что поверх птицы изображен глаз или что-то в этом роде.
Медведь
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В верхней части посередине изображена голова медведя. Справа и слева можно различить когтистые медвежьи лапы. По сторонам от лап, по-моему, лишь растительный орнамент.
В центральной части изображен старик - с длинными волосами, бородой и, возможно, лысый. Его одежда включает элементы из шкуры медведя - это видно по когтям. В обеих руках старик держит по деревянному посоху с черепом (или головой?) какого-то существа (похожего на птицу, судя по клюву) наверху.
Прямо над головой старика изображена то ли голова какого-то животного, то ли череп. Рядом четыре четки точки - две слева и две справа, причем совершенно не ясно к чему они. От головы этого животного направо и налево идут ветки, на которых сидят вороны.
Кит
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В верхней части изображена сцена охоты на кита: человек с весельной лодки замахивается на кита гарпуном.
В центральной части изображен мужчина, одетый в плащ из меха (не знаю, можно ли что-то подобное из кита делать, так что по-моему это мех), в варежки и в странную шапку с двумя рогами. В каждой руке у человека по гарпуну. Прямо над головой изображен круг с отходящими от него во все стороны лучами - судя по всему, солнце. По сторонам от солнца изображены облака. Внизу справа и слева от ног человека - прибрежные скалы: под ними волны, на вершинах деревья.
Сова
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В верхней части изображена сова с распростертыми крыльями. Слева и справа от совы два полумесяца. Прямо над головой у совы нечто мне малопонятное - то ли глаз, судя по кругам в центре, могущему быть радужкой и зрачком, то ли свиток - тогда имеют объяснения два выступа слева и справа - это концы цилиндра, на который свиток наматывается.
В центральной части изображен старик - вновь длинные волосы по сторонам головы, борода и лысина на лбу. На одежде старика нарисованы полумесяцы в большом количестве. От его рук отходят наверх крылья. Под его руками находятся два больших пера. Прямо над головой полумесяц. Что примечательно, над стариком и по бокам внизу нарисованы лучи, как лучи солнца на изображении кита. Слева и справа наверху от старика разлетаются две совы. Причем перед каждой совой по звезде, а сзади за каждой совой по три звезды. Прямо над головой у старика полумесяц - что примечательно, один, хотя луны, вообще, две.
Мотылек
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В верхней части изображен мотылек с раскинутыми крыльями.
В центральной части изображена женщина. Одежда ее стилизована под крылья мотыльков (те же "глаза" как и на крыльях мотыльков). Какой-то непонятный головной убор. От нее разлетаются по пять мотыльков справа и слева. В низу и в верху изображения видно, что женщина стоит на фоне веток-деревьев.
Волк - именно из этого изображения шел голос Потемы (Королевы - Волчицы!) в квесте у Солитьюда
Спойлер! Чтобы прочитать скрытый текст, щелкните мышкой.
В верхней части по центру изображена голова волка. Справа и слева рисунок трудно разобрать, но возможно там есть изображения еще двух волчьих голов, но в профиль.
В центральной части изображена женщина в одежде из волчьей шкуры. На голове шапка или капюшон из черепа волка (без нижней челюсти). Прямо над ней два круга с вписанными полумесяцами. Судя по всему это две луны Нирна. Справа и слева от лун изображены когтистые волчьи лапы. Внизу справа и слева изображены то ли деревья, то ли что-то в этом роде. Странно, но похоже они соединены между собой - может это одно расколотое дерево? Не знаю.
Изображения Лиса я не нашел. Может, его нет, а может, плохо искал.
Кроме больших настенных изображений, существуют малые эмблемы, используемые в головоломках. Три наиболее распространенные - кит, ястреб и змей - встречаются на поворачивающихся колоннах. На дверях, открываемых драконьими когтями, можно встретить еще 6 эмблем - для остальных животных. Есть эмблема и для лиса - в отличие от волка, лис изображен полностью, от головы до хвоста, тогда как эмблема волка представляет из себя крупное изображение головы волка, воющего на луну.
Похоронные процессии на каждом изображении мало что говорят. Двух человек (скорее всего, мертвых) несут шестеро. Слева, судя по всему, носилки несут мужчины, а справа - женщины. Возможно мертвец слева - мужчина, а правый мертвец - женщина. У мертвеца слева в руках меч - у мертвеца справа то ли ничего, то ли посох, то ли что-то в этом роде. Возможно, на головах у мертвецов короны - разглядеть трудно. Итак, возможно это король и королева. И вполне возможно, что это не какие-то определенные король и королева, а абстрактный рисунок.
-------------------------------------------
Некоторые заметки о нескольких символах выложу позже. Они встречаются не только у Нордов - мотылек, змей, дракон, волк. Киты упоминаются в Алдудагге. Ну и так далее.
Мотылек
Насекомое важное в Киродиле. Мотыльки - символы легионов. Ну и культ Мотылька Предка. Мотыльки символизируют души предков. Питаются же они какой-то пудрой-пылью. Насекомые они летающие. В Проповедях Вивека (в 19 проповеди, в видении о Киродиле, которое приходит Вивеку) мотыльки разносят пепел (пыль) из Киродила по Тамриелю. Причем пыль эта сравнивается с пеплом Красной горы и говорится, что она страшнее пепла Красной горы. Сравнивать соль с треугольником нельзя - сравнивать можно лишь аналогичные вещи. Следовательно, пыль киродильских мотыльков в чем-то аналогична пеплу Красной горы. Тут надо думать, что в проповедях пепел означает.
ИТОГО:
- воздух;
- смерть;
- пудра-пыль.
Кин
Она же Кинарет, богиня воздуха.
Кин (Поцелуй Смерти)(Kiss At the End): Богиня Бури у северян. Вдова Шора и почитаемая богиня воинов. Она часто именуется Матерью Мужей. Ее дочери научили первых северян использовать ту'ум, или Голос Бури.
В Пяти песнях о короле Вулфхарте именно она поднимает в воздух пепел короля Исмира над Красной горой.
ИТОГО:
- воздух;
- смерть;
- пепел-пыль.
Кроме того - на изображении мотылька мы видим женский образ. А ни Мара, ни Дибелла никак не подходят.
Дракон
Дракон, конечно же, это Алдуин. Именно ему поклоняются Драконьи жрецы. Акатоша древние норды, судя по всему, не знали.
Интересно другое. Из "Разновидностей веры в Империи":
Цитата:
Шор (Бог Подземного Мира): Северная версия Лоркана, который принял сторону людей после сотворения мира. Чужие боги (т.е. эльфийские) умышляют против него и готовят его поражение, обрекая его на подземный мир. Атморские мифы показывают его кровожадным воином-королем, который снова и снова ведет северян к победе над угнетателями-алдмери. До исполнения своей судьбы, Шор был вождем богов. Иногда также называем Детским Богом
Особенно подчеркну два момента:
1. Атморские мифы показывают его кровожадным воином-королем, который снова и снова ведет северян к победе над угнетателями-алдмери.
То есть на Атморе уже знали и поклонялись Шору. Тем не менее на Атморе, как мы теперь знаем, существовал культ Драконов, и в первую очередь поклонялись Алдуину. Значит, несмотря на то, что Шора на Атморе знали, он не был главным богом Атморы.
2. До исполнения своей судьбы, Шор был вождем богов.
А на Атморе он уже не был вождем богов. Следовательно, его судьба исполнилась раньше. И действительно, мифы говорят о том, что сердце Лорхана было вырвано на Тамриеле.
Из "До начала эпохи людей":
Цитата:
Боги приговорили Лорхана к ссылке в план смертных, сердце его было вырвано и выброшено из башни.
Башни Диренни, конечно, Адамантиновой Башни в Хай Роке.
Из "Мономифа":
Цитата:
Ауриэль не может спасти Альтмору, Древний Лес, и тот захватывают люди. Последние гонят алдмери на юго-восток, где простирался Старый Эльнофи, и за спинами их стоит Лоркан. Однако Тринимак, величайший воин Ауриэля, повергает Лоркана пред лицом всей его армии и вырывает Сердце из груди предательского аспекта Аурбиса.
То есть, Сердце было вырвано южнее Атморы - на Тамриэле.
Из "Песен о короле Вулфхарте" (мною отредактировано и приближено к оригиналу):
Цитата:
Давным-давно Главный Бог был убит эльфийскими гигантами. Они вырвали сердце Шора и использовали его как знамя, чтобы вселять ужас в сердца северян. Это им удавалось, пока не пришел Исграмор, Который Криком донес Немного Здравого Смысла, и норды вновь начали отбиваться.
То есть эльфы гнали нордов на север, в Атмору - пока Исграмор не погнал их обратно. Следовательно, Шор был убит на Тамриеле.Итак, мой вывод.
1. Шор (еще живой) был предводителем богов древнейших нордов - и предводителем самих нордов в войне с альтмерами. Тогда норды (вообще, люди) были и в Тамриеле. Когда Шор погиб, норды бежали в Атмору.
2. В Атморе Шор перестал быть главой пантеона - "До исполнения своей судьбы, Шор был вождем богов". Шор, как глава пантеона, уступает место Алдуину и культу драконов. Это следствие поражения эльфам, косвенно - эльфийского влияния.
3. Возвращение в Тамриель, начатое Исграмором, приводит к скорому возвращению к древним верованиям - отказу от культа Драконов, демонизации Алдуина. Шор вновь начинает приближаться к положению главы пантеона, хотя и не совсем становится им - он все равно бог подземного мира, мертвый бог.
Так что, уход в Атмору связан не только с поражением от эльфов, но и с подчинением Алдуину, а возвращение - не только с возобновлением войны с эльфами, но и с возрождающимся поклонением Шору и упадком поклонения Алдуину. Возможно, с этим и связано то, что жрецы Алдуина на Тамриеле особо зверствовали, как говорится в "Войне драконов" - зверствовали они, пытаясь из последних сил сохранить свою власть и влияние.
Змей
Комментарий могу дать небольшой. Возможна параллель с Шором. Сеп, аналог Шора у Редгардов - змей. Шор враг Алдуина (в "Пяти песнях" он с ним борется и побеждает его), а главные враги драконов - змеи Акавирцы. Кстати, на изображении Змея я не просто так углядел сходство доспеха воина с акавирским доспехом - хотя, возможно, это мои выдумки.
Кроме того, в неофициальном тексте МК "Шор, сын Шора", упоминается, что Шор принимает форму своего тотема, когда впадает в ярость - а дальше из отдельных фраз можно попробовать понять, что это за тотем. Так, упоминается чешуйчатая грива. Кроме этого упоминается хвостовой рот с клыками. Я это подвожу к тому, что в верхней части изображения Змея был изображен змей со второй головой вместо хвоста.