Что-то я разошелся совсем. Ни с того ни с сего взял и написал. Кому интересно - может прочесть, кому не интересно - никто не заставляет. Среди прочего я небольшую гипотезу выдвигаю о связи Хирсина с прошлым Хаджитов и Босмеров и небольшую гипотезу об истории Саартала.
Расы, религии и общественный строй.
Введение. Любое божество обладает истинным существованием, как сказано в «писании любви» (35 проповедь), истинной индивидуальностью. CHIM – это и есть божественный статус, истинное существование, которое описывалось иногда как «коронованная башня» (из «учений Вивека»). CHIM – это обладание подлинным Я (Башней, т.к. на английском форма слова I – форма Башни) внутри универсального Я (Универсальной Башни). Универсальное Я, Башня – Аурбис. Аурбис – Бог (Сатакал или что-то в этом роде), а все содержимое Аурбиса – мысли, мотивы, эмоции в его голове. Шизофрения этого бога – раскол Аурбиса на Этериус и Обливион. В Аурбисе боги – совсем не обязательно индивиды в обычном понимании. Это может быть одновременно и индивид (собственно, бог) и целый мир (планета, план) со своим народом. Это индивид, включающий в себя множество других индивидов. Об этом Вивек пишет в «писании города» (25 проповедь), где отождествляет себя с Вивеком-городом. Народы миров Этериуса и Обливиона полностью зависят от своих божеств. Лишь смертные жители Мундуса свободны и имеют шанс достичь CHIM. Дело в том, что лишь бог Мундуса, Лорхан, добровольно «умер», уступил место, отказался от доли своей божественности ради того, чтобы другие имели возможность занять его место. История Мундуса повторяет историю Аурбиса до него. Лорхан занимает место Универсального Я, бога, мыслями которого является все содержимое Мундуса. Но в Мундусе есть и другие боги – 8 Аэдра и 16 Даэдра. Они также влияют на этот мир.
Меры и культ Аэдра. Аэдра – дети Ану, стазиса, порядка, покоя. Дети Аэдра – альтмеры. Альтмеры строят города, государства, Башни. Альдмерис представлял собой сплошной город, если существовал когда-нибудь. (см. Путеводитель) Дети Аэдра, несомненно, должны были построить именно цивилизованное общество, общество упорядоченное, государство и города, управляемые законами. Их города и башни – образ их Богов, Аэдра. Религия альтмеров – поклонение Аэдра в их аспекте, воюющем с Лорханом, разочаровавшемся в Мундусе, стремящемся назад, в Этериус. Мундус – абсолютное зло. Лорхан отнял у альтмеров их божественность, которая у них была в Этериусе и ведет к полному уничтожению в Обливионе.
Зверолюди и культ Даэдра. Но Мундус также находился под воздействием принцев Обливиона. Они изменяли жителей Мундуса, которые не были достаточно сильны, чтобы им противодействовать. Во времена мифической эры изменения были очень сильны, люди постоянно превращались в животных и наоборот. Хирсин – отец зверолюдей, то есть хаджитов и аргониан. Ликантропия – дар Хирсина, а ликантропия подразумевает периодическое превращение в зверя. Хаджиты и аргониане не превращаются в зверей время от времени, как оборотни, а постоянно являются зверолюдьми. Про аргониан ничего сказать не могу, а про хаджитов у меня есть такое предположение. В «словах матери клана Анисси» сказано про «людей леса, которые разрывались между человеком и зверем». Несомненно, «разрывались» они именно под воздействием Хирсина, тогда как Азура установила нынешнюю форму Хаджитов. Й’ффр также вырвал босмеров из-под воздействия Хирсина, но вновь сделал их мерами. Тем не менее, босмеры иногда возвращаются в свое зверочеловечье прошлое – при проведении Дикой Охоты. Очевидно, что Дикая Охота связана с Хирсином, покровителем охоты, так что это, пожалуй, можно считать еще одним доказательством того, что общие предки босмеров и хаджитов «разрывались» между человеком и зверем именно под воздействием Хирсина. Другое воздействие принцев Даэдра на смертных меров более известно. Речь идет о гибели Тринимака – событии, о котором можно прочитать в книгах «Изменившиеся» и «Об истинной природе орков». Тринимак был героем алтмеров и его народ, несомненно был фракцией алтмеров. Но в результате воздействия Боэты Тринимак был убит (съеден), а его труп… то что от него осталось стало принцем Даэдра Малакатом. Народ Тринимака разделился, но обе половины изменились. Часть пошла за пророком Велотом и за Боэтией (и другими Даэдра). Эту часть называют велотти или кимеры. Часть осталась с Малакатам и стала орсимерами, орками. Можно предположить, что дреуги – тоже потомки меров, но подпавшие под влияние Молаг Бала. В отличие от детей Аэдра, народы, измененные принцами Даэдра не образовали развитых цивилизаций (по крайней мере, сразу). Хаджиты, аргониане, орки и кимеры были кочевниками. «Дети» Даэдра, принцев изменения, несомненно должны были постоянно перемещаться, у них не должно было быть государства, городов и государственного порядка. Тем не менее, стойбища и лагеря у кочевников также символизируют Башню, как и города цивилизаций. Именно потому у кочевников (что у орков, что у эшлендеров) очень много предписаний, диктуемых традицией и религией относительно того, куда можно пускать чужеземцев, а куда нельзя – и в каком порядке. Религия кочевников даэдрапоклонников относится к Мундусу несколько сложнее, чем религия цивилизованных альтмеров. Для даэдрапоклонников Мундус – не самоцель. Они, как и альтмеры, рвутся из Мундуса вовне – но не в Этериус, а в Обливион. Тем не менее, Мундус – не абсолютное зло. Все смертные вышли из народов Аэдра. Мундус предоставил шанс смертным освободиться от ложных богов. Для даэдрапоклонников Мундус – путь из темного прошлого в царствах Аэдра к светлому будущему в царствах Обливиона. Но путь этот не усыпан розами. Это отбор. Даэдра и помогают на этом пути и организуют отсев недостойных. Даэдра – радикальная критика, как сказано в «Писании булавы» (32 проповедь), отсев достойных – «критический урожай». Если Мундус – путь, то Даэдра – организаторы испытаний на этом пути.
Люди и культ Шора, Шезарра. Лорхан был особенный бог – падомаик в сердце, он притворялся сторонником Ану, порядка, стазиса. В Мундусе народ Лорхана также находится между мерами и зверолюдьми. Это люди, в первую очередь – норды и жители Киродила. Люди, согласно «Ануаду», являются потомками кочевников. Тем не менее, люди построили одну из крупнейших цивилизаций Тамриэля. История знает как минимум три империи людей – империю северян, империю Риманов и империю Септимов. Религии людей отличаются от всех прочих тем, что они не призывают идти за грань мира куда бы то ни было. Это самые «земные» религии. Боги людей не разочаровались в Мундусе. Норды поклоняются Шору, спасающему этот мир от Алдуина, и некоторым Аэдра (не Ауриэлю), в их аспекте, дружественном Шору и не разочаровавшемся в Мундусе. Имперцы (и Бретонцы) поклоняются всем восьми Аэдра во главе с Акатошем. Акатош – аспект Ауриэля до ссоры с Шезарром. Два аспекта Аэдра (дружественный и враждебный Лорхану) хорошо разведены в «песне Шезарра» (из «Мономифа»). Если вернуться к одному из принципов, изложенных выше, к тождеству Бога народа и столичного города народа, то получается, что столица Нордов – город Шора. В этом контексте совершенно иначе начинает выглядеть история с Саарталом. История эта вкратце сводится к тому, что норды сперва живут в мире с мерами и строят Саартал, потом меры предательски уничтожают город. Исграмор бежит в Атмору, после чего возвращается с нордами, чтобы мстить. Заменим город нордов Саартал богом нордов Шором. История начинает до боли напоминать историю смерти Лорхана от предателей меров, после которой норды бежали в Атмору, чтобы позже вернуться на Тамриэль за мщением. Возможно, это просто повторение той же истории в очередной кальпе?
Двемеры и Данмеры Еще одна развитая цивилизация – Двемеры – стоит особняком. Двемеры строят государство и одновременно строят нового бога. Двемеры – не поклонника Аэдра. То, что у них цивилизация с самыми развитыми технологиями этого факта не отменяет. Скорее их цивилизованность надо объяснить таким же образом, как и цивилизованность людей – связью с Лорханом, которой у Двемеров было хоть отбавляй. Правоверные даэдрапоклонники кимеры были нецивилизованными дикарями рядом с двемерами. После войны первого совета кимеры сами воспользовались орудиями Двемеров – приобрели своих богов, свое государство. Данмеры Великих Домов – уже не кочевники, а цивилизация. Опять же, дело не в том, что они поклоняются Аэдра, а в близости к Лорхану, как и в случае с Двемерами. В случае с Двемерами и Данмерами я сознательно говорю «близость к Лорхану» или «связь с Лорханом», потому что не хочу утверждать, что они поклонялись ему. Это вопрос для другого исследования.
Заключение. Таким образом, хоть и с некоторыми важными исключениями, намечается некоторое соответствие между расой, верой и образом жизни. Богам-Аэдра (разочаровавшимся в Мундусе) поклоняются в основном цивилизованные народы и в основном меры. (Исключение – люди Рэдгарды, хотя тут возможны дискуссии.) Принцам Даэдра поклоняются в основном кочевники зверолюди. (Исключение – кимеры, которых в зверолюди не запишешь. Орков еще можно записать, а кимеров – никак.) Лорхану поклоняются в основном цивилизации людей. (Опять же, вопрос о том, насколько Лорхану поклонялись цивилизации Двемеров и Данмеров, открыт для обсуждения. И Бретонцы Шеора не любят.)
|